Психиатр, психотерапевт, врач высшей категории Любовь Фролова на встрече с родителями и педагогами в клубе «Атом» 18.03.2019 рассказала о причинах и видах девиантного поведения подростков, а также о возможностях его скорректировать
В подростковом периоде дети становятся нервозными, раздражительными, категоричными, у них может проявляться апатия, но все это – нормальные явления. Говорить о девиантном поведении, т.е. о выходящем за пределы нормы, можно, когда подросток прогуливает школу, не ночует дома, уезжает в другой город, употребляет алкоголь или наркотики, издевается над животными или детьми, демонстрирует суицидальное поведение или сексуальную расторможенность. Напомним, Любовь Петровна Фролова работает в психиатрической клинике №1 им.Н.А. Алексеева, возглавляет Центр психологической поддержки "Равновесие" http://psikholog24.ru. Тема девиантного поведения возникла как логическое продолжение предыдущей встречи «Подростки: как им помочь», которая состоялась 18.02.2019 в клубе "Атом".
Девиантное поведение характеризуется склонностью к генерализации, формированием патологического стереотипа, склонностью превышать границы нормы и социальной дезадаптацией.
Девиантное поведение чаще всего является семейно-обусловленным и возникает на фоне неправильного воспитания, о видах которого рассказала доктор Фролова. Семейное воспитание имеет свои формы: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, повышенная моральная ответственность ребенка, жестокие отношения, конкурирующее воспитание. В сочетании того или иного метода воспитания и врожденных особенностей человека формируется психотип личности. Любовь Петровна рассказала о существующих психотипах и их характерных чертах. Это эпилептоид , шизоид, гипертим, эмоционально-лабильный тип, неустойчивый тип, тревожно-мнительный тип, сенситив. Часто человек представляет собой сочетание нескольких психотипов.
Чтобы положительно воздействовать на подростка, родители сами должны измениться: ребенок в этом возрасте очень зависим от взрослых и без помощи близких людей ему трудно преодолеть кризисную ситуацию. Чтобы уберечь подростка от многих опасностей, родители должны понимать, что их ребенок уже становится взрослым. "Мало просто запретить опасные действия – важно логически объяснить, чем опасны, например, наркотики, привести красочные примеры, - утверждает психотерапевт. - К таким разговорам нужно готовиться без преувеличения как к лекции. И интернет в этом поможет. Разговаривать нужно по-деловому, без эмоций. К примеру, если ребенок говорит, что он уйдет из дома, надо реалистично нарисовать ему картину бомжа: нечего есть, негде жить, нет денег, а самое страшное, что может быть – это изнасилование, избиение, издевательства и убийство".
Родителям следует помнить, что жесткий запрет ведет к обману в подростковом периоде. Нужно говорить с ребенком как друг, как старший брат. Нужно реально представить все реальные опасности. Например, алкоголь вызывает расторможенное поведение, а находясь в таком состоянии, легко попасть в опасную ситуацию. Передозировка героина часто приводит к остановке сердца. Различные спайсы вызывают психозы и ведут в психиатрическую больницу. Лучше проиллюстрировать это наглядными примерами из интернета.
Если у ребенка проявляется одна из форм девиантного поведения, надо принимать комплексные меры – подключать школу, психолога, психотерапевта, если надо – психиатра, и не бояться последствий. Это никак не отразится на будущем ребенка, т.к.психологический пубертатный криз не является серьезным диагнозом.
Если на ребенке заметили телесные повреждения или какие-либо признаки, подразумевающие суицидальное поведение, очень важно разобраться, это поведение демонстративное или серьезное. Часто дети таким способом привлекают к себе внимание. Истерики хотят быть в центре внимания. И основное противодействие – в обрыве внимания к ним. Но очень важно не перепутать! На суицид или бродяжничество нередко решаются дети из таких семей, где принцип воспитания – эмоциональное отвержение, когда ребенку открыто говорят, что он – обуза семьи и за то, что он живет, он должен чем-то расплачиваться. Психологического благополучия не влечет за собой и повышенная моральная ответственность, когда от детей требуют воспитывать младших братьев и сестер, возлагают ответственность (а не посильную помощь!) за больную бабушку и т.п. Очень сложными являются условия жестоких отношений в семье, где избивают членов семьи. В таких семьях часто формируется эпилептоидный тип: дети вырастают такими же жестокими. Подростковый период длится с 11-12 до 18 лет, но может длиться до конца жизни, если ребенок растет в условиях потворствующей гиперпротекции, когда взрослые во всем потакают ребенку, во всем его оправдывают, от всего ограждают и не формируют у него ответственного поведения. Такое воспитание инвалидизирует ребенка и не позволяет ему правильно сформироваться и повзрослеть.
Родителям всегда полезно поддерживать контакт со школьным учителем, быть в хороших отношениях с друзьями своего ребенка.
Чтобы узнать во всех деталях об этой теме, смотрите на сайте клуба "Атом" наше видео встречи с доктором Фроловой, которое скоро выйдет.