Главная \ Мероприятия \ Лекция-концерт Лауреата Международных конкурсов, пианиста и музыковеда Романа Чистякова «Вокальное творчество. Хоры, песни и романсы» 20.12.2016
Лекция-концерт Лауреата Международных конкурсов, пианиста и музыковеда Романа Чистякова «Вокальное творчество. Хоры, песни и романсы»
Дата публикации: 22.12.2016 07:52
Песни Шуберта, романсы Алябьева и Власова, знаменитое «Аллилуйя» Моцарта и другие произведения в исполнении талантливых молодых вокалистов покорили зрителей. Лекция-концерт Лауреата Международных конкурсов, пианиста и музыковеда Романа Чистякова «Вокальное творчество. Хоры, песни и романсы» 20 декабря в клубе «Атом», познакомила зрителей с видом искусства, где голос главенствует — с вокалом.
«Безусловно, самый крупный пласт этого жанра – опера, однако кантаты, оратории , вокальные циклы также внесли весомый вклад в его развитие, – рассказывает ведущий Роман Чистяков. - Тому пример – «Кофейная кантата» Баха, оратории «Мессия» и «Самсон» Генделя и др. Кстати, мало кто знает, что гимн футбольной Лиги Чемпионов – это фрагмент сочинения Генделя «Садок-Священник». Чрезвычайно богато вокальное творчество Моцарта: взять хотя бы широко известные оперы «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта».
Некоторые композиторы привнесли свои новшества в вокальный жанр. К примеру, Вагнер называл свои оперы музыкальными драмами, т.к. в них главенствующим был не вокал, а действие. Его тетралогия «Кольцо Нибелунга» идет в несколько вечеров, а каждая из четырёх частей является самостоятельной оперой. Голос звучит, например, в симфониях Бетховена, Шостаковича, Стравинского и у Чайковского в «Щелкунчике». А Оливье Мессиан в оркестровую партитуру включал как пародийное, так и настоящее пение птиц».
Также зрители узнали, что вокальные произведения эпохи классицизма характеризовались строгостью и стройностью формы, прозрачностью фактуры. В эпоху романтизма форма становится более индивидуализированной, а главенствующим фактором является отражение эмоционального состояния и внутреннего мира героя. Получают широкое развитие песни и романсы. А в ХХ веке появляется атональность, и возникает музыкальный экспрессионизм (Шёнберг, Веберн, Берг)».
Очень колоритно прозвучали песни Ф.Шуберта на немецком языке в исполнении Егора Сергеева, партия фортепиано — Константин Бирюков. Изысканно и ярко прозвучало сопрано Светланы Сусоевой: надо отметить, что «Аллилуйя» Моцарта», «Соловей» Алябьева» и «Слышу ли голос твой» Власова - сложные произведения, требующие таланта и профессионализма. Аккомпанировал ей Роман Чистяков. Прозвучали также другие произведения. Все участники концерта – Лауреаты Международных конкурсов. И конечно, здесь звучала только живая музыка!